Фелипе I (Филипп II Испании)

 
   

Филипп II (21 мая 1527 г. – 13 сентября 1598 г.), король Испании, родился в Вальядолиде, единственный сын Императора Священной Римской империи Карла V и Изабеллы Португальской.

Филипп II, самопровозглашенный лидер Контрреформации, взошел на трон в 1556 г. с огромным потенциалом, унаследовав от дяди, Фердинанда Габсбургского земли Австрии вместе с короной Священной Римской империи, которой принадлежали Нидерланды, Франш-Комте, Неаполь, Сицилия и Милан. Вместе с Испанией, однако, Филип унаследовал новую заморскую империю, которая была гораздо более доходной, чем империя его отца в Германии. Смерть Карла V разделила территории Габсбургов, освободив Филиппа от необходимости управлять неспокойным Германским Рейхом. Без сильного правителя во Франции вплоть до 1590-х и свободная от бремени Франко-Габсбургских войн за Италию, Испания практически не имела на континенте достойных соперников.

Карл V и его сын Филипп II были полны решимости управлять унаследованными территориями, не взирая на сильные стремления Англии и Франции ограничить экспансию Габсбургов. В правление Филиппа Испания испытала возвращение к политическому абсолютизму, религиозный пыл контрреформации и приток богатства и могущества от испанской Америки, ведущий к агрессивному экспансионизму. Нидерланды, Португалия, Англия, Италия и Франция были подданными воинствующего испанского империализма, пропитанного духом контрреформации.

У Испании была лучшая в Европе армия, располагающая хорошо дисциплинированной испанской инфантерией и королевская власть Филиппа была абсолютна в его владениях, когда он боролся с ересью и расширял могущество Испании, не видя большой разницы между Испанским государством и Святой Церковью. Надеясь, что обладает абсолютной властью, основанной на идее, что его подданные должны были проявлять к нему непоколебимую преданность в качестве христианской обязанности, Филипп рассчитывал расширить такое абсолютное господство на все свои территории, не только Испанию.

Испанская интервенция в Восточное Средиземноморье отметила зенит испанского могущества во внешней политике. После смерти Сулеймана Великолепного в 1566 г. турецкое продвижение в Средиземноморье продолжилось в 1570 г. Турки захватили венецианский остров Кипр – последний христианский оплот в регионе. В пике его могущества Папа и христианская Европа требовали от Филиппа остановить турецкую экспансию. Филипп сформировал Священную Лигу для уничтожения оттоманского морского господства в Средиземноморье. Испанские и венецианские военные суда набирали волонтеров по всей Европе, чтобы позднее сокрушить турков в битве Лепанто. Эта миссия ознаменовала расцвет престижа Испании и ее короля за рубежом, поскольку Филипп был к тому же лидером контрреформации.

Его первый брак (1543) был по традиции с принцессой Марией Португальской, которая подарила ему наследника, Дона Карлоса Испании (1545 - 1568). После смерти Марии в 1546 г. он стал искать альянса с Англией, женившись на католичке Мэри I (Кровавой Мэри) в 1554 г. Брак в Англии был непопулярен, да и со стороны Филиппа был чисто политическим альянсом. 16 января 1556 г. Филипп вступил на испанский престол в результате отречения его отца, но решил не проживать в стране вплоть до кончины отца два года спустя.

После того, как его вторая жена, Мэри Тюдор, умерла бездетной в 1558 г., Филипп пытался свататься к ее младшей сестре-протестантке, Королеве Англии Елизавете I, но этот план провалился по целому ряду причин.

Филипп считал, что это результат заговора его сына, Дона Карлоса, и заключил сына под стражу. Когда принц вскоре умер, враги Филиппа обвинили его в подстроенном убийстве собственного сына.

Испания и Англия стали врагами, идя на поводу у испанской инквизиции. В 1559 г. шестидесятилетняя война с Францией закончилась подписанием мира Като-Камбрезис. Частью мирного процесса была третья женитьба Филиппа на принцессе Елизавете, дочери французского короля Генриха II, которая была прежде помолвлена с его сыном, Доном Карлосом. Елизавета (1545 - 1568), родила ему двух дочерей и ни одного сына. Четвертая супруга Филиппа, Анна, дочь императора Максимилиана II, наконец принесла ему наследника, Филиппа III.

В период правления Филиппа II были захвачены и названы в его честь острова Филиппины, и во Флориде установлена Североамериканская колония.

Однако его правление было потревожено финансовой нестабильностью и мусульманскими вторжениями, а также конфликтом с Англией и Нидерландами.

Затруднительное положение Испании в Нидерландах, поражение ее «непобедимой Армады» в 1588 г. и огромные экономические усилия в поддержании стольких войн с недостаточной налоговой базой впоследствии привело к окончанию Испанской гегемонии к кончине Филиппа в 1598 г. В семнадцати провинциях Нидерландов Филипп продолжил политику Карла V сурового налогообложения. Как и Карл V , он продолжил держать местную знать на расстоянии от управления, содержал оккупационную армию и поддерживал Инквизицию чтоб остановить распространение Кальвинизма.

После Кальвинистского восстания 1566 г. Филипп II выступает, чтобы подавить мятеж измены и ереси. Введя новый налог с продаж около десяти процентов, чтобы как-то покрыть военные издержки, он лишь ухудшил ситуацию в Нидерландах. В 1568 г. регион был вновь ввергнут в открытый мятеж под предводительством Вильгельма Молчаливого из династии Оранж, мятеж был яростно подавлен испанцами под предводительством Герцога Альба. Но после усмирения Гента в 1576 г. плохо снабжаемая провиантом испанская армия, ранее считавшаяся непобедимой, особенно после успешной кампании против Оттоманской империи, взбунтовалась. Датские кальвинисты объявили, что испанские солдаты должны бить изгнаны, а управление передано в руки Общим Штатам. Но испанцы воспользовались сильным различием между южными и северными провинциями, сталкивая местных аристократов друг с другом и захватывая южные провинции, в то время как северные переходили Общим Штатам или Объединенным Провинциям.

Семь Объединенных Провинций провозгласили свою независимость от Испанского короля в 1581 г. вслед за заключением Утрехтского союза 1579 г.

Помимо истощения государственной казны на провальные заморские проекты, внутренняя политика Филиппа II также способствовала испанскому закату. К примеру, слишком много власти было сконцентрировано в руках Филиппа. В отличие от Англии, Испания была государством нескольких ассамблей: кортес в Кастилии, ассамблея в Наварре, и три в каждом из трех регионов Арагона. В то время как Франция была разделена на регионы, у нее была единая Государственная Ассамблея. Отсутствие сменяющейся ассамблеи привело к огромной концентрации власти в руках Филиппа. Власть осуществляласть через местных агентов, назначенных короной, и вице-королей, выполнявших королевские инструкции. Филипп, полный микроменеджер, председательствовал на специализированных советах по государственным делам, финансам, войнам и инквизиции. Недоверчивый соверен, Филипп сталкивал в интригах королевских чиновников друг с другом, создавая систему сдержек и противовесов, которая вела к крайне неэффективному управлению государством. Были предложения перенести столицу в Лиссабон из Кастильского оплота Мадрида – новой столицы, основанной Филиппом после его переезда из Вальядолида – возможно, перспективные для хоть небольшого снижения централизации, но Филипп непреклонно возражал против подобных передвижений.

Режим Филиппа сурово пренебрегал земледелием в пользу разведения овец, что вынудило Испанию импортировать огромные количества зерна и прочего продовольствия к середине 1560-х гг.

Над обществом с четкой консервативной классовой структурой стояли церковь и высшая знать, освобожденные от налогов (что ожидаемо, поскольку они были лишены парламентской власти), в то время как налоговое бремя непропорционально тяжело лежало на классах, вовлеченных в торговлю, коммерцию и промышленность.

Благодаря неэффективности испанской структуры государственного управления, промышленность несла бремя избыточного государственного регулирования. Религиозные притеснения евреев и мавров лишили Испанию умелых финансистов и кораблестроителей.

В то время как инфляция в Европе в шестнадцатом веке становится более широким и сложным явлением, прилив золота из Америк вызвал высокую инфляцию. В правление Филиппа цены в Испании выросли пятикратно. Благодаря инфляции и непомерному налоговому бремени на испанских мануфактурщиков, испанские богатства растрачивались на импортные товары пышной аристократией и войнами Филиппа. Только богатства Американской империи держали Испанию на плаву, хотя она и была в огне инфляции, до первого испанского банкротства в 1557 г. из-за растущих военных издержек. Зависимая от налогов с продаж в Кастилии и Нидерландах, Испанская налоговая база была слишком узкой, чтобы поддерживать заморский авантюризм Филиппа.

Тем временем, Филипп унаследовал Португальский трон, и успех колонизации Америки улучшил его финансовое положение, позволив ему проявить больше агрессии по отношению к его врагам. В 1580 г. прямая линия Португальской королевской семьи оборвалась, давая Филиппу возможность претендовать на трон по линии матери, португальской принцессы. Когда Лиссабон ответил отказом на притязания Филиппа, он организовал захват, вторжение, аннексию и занятие трона, который будет принадлежать Испании шестьдесят лет. Так Филипп присоединил к своим владениям обширную колониальную империю в Африке, Бразилии и Восточных Индиях, заполучив отличные доходы для Испанской короны.

Другим существенным усилением испанской гегемонии и контр-реформации была женитьба Филиппа на Мэри Тюдор, католичке, в 1554 г. (старшей дочери Генриха VIII). Однако, брак, к сожалению, был бездетным (а дитя унаследовало бы все, кроме Франции), и Мэри умерла в 1558 г., прежде чем союз смог бы оживить Католическую Церковь в Англии.

Трон перешел к Елизавете, протестантской дочери Генриха VIII и Анны Болейн. Но благодаря предубеждениям против развода, этот союз считался нелегитимным английскими католиками, которые считали настоящей королевой Мэри, королеву скоттов, католическую правнучку Генриха VIII законной наследницей престола.

Казнь Мэри, королевы скоттов, послужила Филиппу поводом для намеренного вторжения в Англию. Филипп искал случая сместить Елизавету I с помощью вторжения «непобедимой армады». Однако, так называемый «протестантский ветер» умерил испанские амбиции, помогая маленьким, чертовски маневренным английским судам переманеврировать громадный испанский флот.

Испанский сокрушительный удар 1588, за которым последовало поражение армады, означал также успех датского восстания. Филипп, больной весь остаток своих дней, на целых десять лет уступил военное преимущество своим западноевропейским соседям.

С 1590 по 1598 гг. он был вновь в состоянии войны с гугенотами французского короля Генриха IV , присоединившись к Папству и Герцогу де Гизу в Святой Лиге во время Французских Религиозных войн.

К концу века, правление Филиппа можно было охарактеризовать как обширный провал, с освобождением Нидерландов и неудавшимися испанскими планами усмирения Англии. После его смерти, союз с Португалией, оставшейся под управлением Испании после его кончины, можно было считать одним из немногих его положительных и долгосрочных достижений. Итак, несмотря на обладание большими, чем у любой другой европейской державы, запасами золота и серебра, притекающего из нового мира и вдобавок еще из Португалии, и несмотря на горячую поддержку под предлогом контрреформации, правление Филиппа закончилось для Испании опустошительным регрессом.

Хотя страна погружалась в пучину бедствий, Золотой век испанской литературы только расцветал, вопреки цензуре. После сокрушения непобедимой армады испанское искусство стало мрачным и пессимистичным. Наиболее блестящим его проявлением является «Дон Кихот» Сервантеса, возможно ставший сатирой на идеалистические приключения Испании в Нидерландах и Англии при Филиппе II.

Филипп потерпел банкротство к 1596 г. В 1598 г. он умер и передал престол своему сыну, Филиппу III Испании.

 
Игрежабранка. История Португалии  
Предыдущий раздел Следующий раздел

См.также:

Хроника XVI в.

 

Филипп II Габсбург


Хостинг от uCoz