Орден Иезуитов в Португалии и евангелизация колоний

О Иезуитах. Конструктивная сторона всеобщей евангелизации XVI – XVII вв.

Общество Иисуса (Иезуитов) было основано в 1540 г. Св. Игнасием Лойолой и за почти пять веков своей истории получило всемирную известность, признание Католической церкви (41 причислены к лику святых, 285 блаженных) и широчайшее распространение. Важнейшей общественной заслугой Иезуитов стала их просветительская деятельность в мире.

Игнасий Лойола был испанским баскским солдатом, который необычным образом уверовал в Бога, когда излечился от перелома ноги, полученного в бою пушечным ядром. Он описал свой опыт, назвав труд «Духовные упражнения», и позднее основал «Общество Иисуса» с одобрения Папы Павла III.

Немногие общества в истории человечества получили столь противоречивую оценку. Она варьировалась от обожания и восхищения до предания полной анафеме.

Иезуиты стали, говоря современным языком, «кузницей кадров» для колонизации и христианизации Индии, Африки и Нового Света, для контрреформации в Европе. Они же готовили ученых во всех областях знаний.

Множество иезуитов становились мучениками веры, неся в мир евангелие. Ни один другой религиозный орден за историю человечества не провел столько человеко-лет в тюрьмах и застенках.

Игнасий Лойола собирал вокруг себя энергичных и образованных в духе времени людей, горящих желанием помочь окружающим найти в своей жизни Бога. Первоначальным планом Лойолы была подготовка миссионеров, таких как Франциск Ксавье, которые несли бы в удаленные страны надежду на лучшую жизнь, но вскоре стало ясно, что наибольшую пользу церкви могут принести колледжи, открывающие доступ молодежи к образованию и одновременно проповедующие Евангелие.

Благодаря этому институту Иезуиты приобрели огромное влияние. Они всегда были «у руля» просвещения, науки и открытий. К 1750 г. тридцатью из ста тридцати астрономических обсерваторий, существовавших в мире, руководили ученые-иезуиты. Григорианский календарь был работой иезуита Кристофера Клавиуса, «самого влиятельного учителя ренессанса». Пять из восьми крупнейших рек мира были нанесены на карту исследователями – иезуитами.

Иезуитов называли наставниками Европы в XVI , XVII и XVIII вв. не только из-за школ, но и лидирующих позиций как просветителей, составивших тысячи учебников. В свои первые два столетия они приняли участие во всемирном всплеске интеллектуальной деятельности охватывающей более 740 школ.

Иезуиты в Португалии

Основание ордена в Португалии пришлось на эпоху ее героического расцвета. Правители были полны проектов, университеты полны жизни, а торговые пути простирались по всему известному европейцам миру. Иезуиты были приняты с энтузиазмом и в полной мере использовали полученные возможности. Св. Франциск Ксавье, «Апостол Индий», бороздивший португальские колонии и поселения, добился своего блестящего миссионерского успеха. Миссионерские завоевания были продолжены в таких удаленных землях, как Абиссиния, Конго, Южная Африка, Китай и Япония падре Нуньесом, Силвейрой, Акоштой, Фернандешем и другими. В Коимбре, а затем в Эворе общество достигло больших успехов под руководством профессоров Педро де Фунсеки (ум.1599), Луиша Молины (1600), Криштовао Жила, Себаштиау де Абреу и др. Оно же дало жизнь первой подробной серии философских и теологических учебников для студентов ( Conimbricenses ).

С установлением испанского правления в 1581 г. иезуиты пострадали не меньше, чем вся остальная страна. Луиш Карвалью присоединился к испанским оппонентам падре Аквавива, и когда апостольский коллектор Оттавио Аккорамбони возбудил интердикт против Лиссабона, иезуиты, особенно Диего де Арида, оказались вовлечены в нелицеприятную склоку. С другой стороны, они сыграли благоприятную роль в португальской реставрации в 1640 г., и по успешном завершении оной, немалого труда им стоило убедить Жуана IV предоставить падре Мануэлу Фернандешу место в Кортесе и подключить других иезуитов к участию в дипломатических миссиях. Среди последних оказался падре Антониу Виейра, один из самых красноречивых ораторов за всю историю Португалии. Вплоть до гонений на иезуитов, Португалия и ее заморские колонии поддерживали следующие иезуитские миссии: Гоа, Малабар, Япония, Китай, Бразилия, Мараньао. Португальские провинции в 1749 г. насчитывали 861 члена общества (381 проповедника) в 49 домах.

Миссии в Индии

На заре истории общества Португалия и Испания были основными колониальными державами в мире. Карьера Св. Франциска Ксавье, если говорить о ее географических границах, определялась пределами португальских поселений на востоке и торговыми путями португальских коммерсантов. Прибыв в Гоа в 1542 г., он вначале успешно проповедовал евангелие на западном побережье и Цейлоне (Ceilao), затем в Малакке в 1545 г., в 1549 г. в Японии. Одновременно он направил несколько своих помощников и катехистов в другие центры, и в 1552 г. отбыл в Китай, но умер в конце года на одном из островов у его побережья. Работа Ксавье была продолжена, преемником его стал падре Барзэус, руководивший миссиями из штаб-квартиры в Гоа. Падре Антониу Криминали, первый иезуитский мученик, пострадал в 1549 г., за ним последовал падре Мендеш в 1552 г. В 1559 блаж. Рудольф Аквивива посетил двор Акбара Великого, но это не оказало долгосрочного эффекта. Значительную волну обращений в христианство вызвали действия преподобного Роберта Нобили, объявившего себя Брахмином Саньяси и ведшего жизнь брахминов (1606). В Танжоре и других местах ему удалось обратить в христианство большое количество людей, которым позволялось сохранять ограничения своей касты и исполнять многие религиозные обычаи, что в конечном итоге (после долгих дебатов) осудил папа Бенедикт XIV в 1744 г. Это осуждение оказало депрессивный эффект на всю миссию, хотя именно в это время падре Лопеш и Акошта с героизмом одиночек посвятили себя служению париям. Последовавшие вскоре гонения довершили опустошение когда-то процветавшей миссионерской области. С Гоа были также организованы миссии к восточному побережью Африки. Абиссинская миссия под руководством падре Нуньеса, Овиеду и Пайша просуществовала с переменным успехом более века (1555-1690). Миссия Замбези под руководством падре Силвера, Акошта и Фернандеша вскоре прекратила свое существование, недолгой была и работа отца Говеа в Анголе. В XVII в. миссионеры проникли в Тибет, Дезидери и Фрейр, достигли Лхаса. Другие участвовали в персидской миссии, от Ормуша до Испахана. Около 1700 персидские миссии насчитывали 400 000 католиков. Южное и восточное побережья Индии и Цейлон были к 1610 г. выделены в отдельную провинцию Малабар с независимой французской миссией в Пондишерри. Малабар насчитывал до гонений на иезуитов 47 португальских миссий, и 22 французских.

Китай

Когда в 1581 г. в Китае была впервые организована миссия, она состояла из португальских падре. Ими были основаны четыре колледжа, одна семинария и около сорока постов. Миссия к началу гонений на орден насчитывала 54 падре. Начиная с 1687 года, действовала также обособленная миссия французских иезуитов, насчитывавшая к началу гонений 23 священника.

Путешествие Вашку да Гамы (1497 г.) и захват Малакки Албукерком открыли португальцам Дальний Восток. Они впервые прибыли в Кантон в 1514 г., затем в 1516 прибыл Перестрелло, а затем в 1517 г. Фернао Переш де Андраде с Томашем Пирешем, однако недопустимое поведение Симона де Андраде повлекло за собой изгнание португальцев из Кантона (1521 г.) и разгром флота Коутинью (1522 г.). Португальские поселения в Лиампу (1545) и Шань-шоу (1549) были полностью разрушены, а все их обитатели убиты. В конечном итоге португальцы образовали поселение на острове Хиянг-шан в Макао примерно в 1553-1557 гг.

Миссия в Японии

Японская миссия постепенно развивалась в провинцию, но семинария и правление оставались в Макао. К 1582 г. число христиан оценивалось в 200 тысяч, с 250 церквями и 59 миссионерами, из которых 23 были проповедниками, и 26 – японцами, принятыми в орден. Но в 1587 г. начались преследования и примерно в тот же период началось соперничество наций и конкурирующих орденов: португальская корона была получена Испанией и испанские коммерсанты привезли испанских доминиканцев и францисканцев. Григорий XIII поначалу запретил это (28 января 1585 г.), но Клемент VIII и Павел V (12 декабря 1600 и 11 июня 1608 соответственно) отменили запрет, а преследования Таико-сама притупили любое недовольство, которое могло возникнуть в этой связи. Первая великая бойня 26 миссионеров в Нагасаки случилась 5 февраля 1597 г. Затем последовали 15 лет относительного мира, когда число христиан достигло 1,8 млн, а иезуитских миссионеров 140. В 1612 вновь грянули преследования, становившиеся все тяжелее и тяжелее, пока более 120 христиан не приняли мученическую смерть. Великое мученичество свершилось 20 сентября, когда Блаженный Карл Спинола пострадал вместе с представителями доминиканцев и францисканцев. В последующие двадцать лет продолжалась беспощадная резня, причем любые иезуиты, пристававшие к берегу, казнились безотлагательно. В 1644 г. падре Гаспар де Амарал был утоплен при попытке причалить, и его гибель положила окончание вековым миссионерским усилиям, которые португальские иезуиты приложили к евангелизации Японии. Имя Японской провинции было сохранено, и она насчитывала 57 верующих к 1660 г., но миссия находилась в Тонкине и китайском Кочине.

Центральная и южная Америка

Миссии в Центральной и Южной Америке были поделены между Испанией и Португалией. В 1549 г. падре Нумбрега с пятью компаньонами, португальцами, направились в Бразилию. Прогресс был в начале незначительным, но когда им удалось изучить местный язык и приобрести доверие населения, распространение христианства набрало значительные темпы. Если не учитывать инцедент с Блаженным Игнасиу де Азеведу, принявшим мученическую смерть с его тридцатью одним товарищами в 1570 г., миссия и в дальнейшем процветала. К 1630 г. она насчитывала 70 000 обращенных. К началу гонений на иезуитов в Бразилии служили около 445 членов ордена и 146 в вице-провинции Мараньао.

Парагвай

Иезуиты в 1607 г. в Парагвае основали поселения, которые просуществовали до 1767 г., уча коренное население, как самостоятельно управлять своими делами и защищаться от испанских же работорговцев. Они учили индейцев сельскому хозяйству, строительству, металлургии, музыке, книгопечатанию. Гуарани в Парагвае печатали книги по искусству, литературе и школьные учебники вплоть до американской революции. Иезуиты были изгнаны Карлом III из Парагвая, когда там насчитывалось 57 поселений, под опекой 385 пастырей которых находились около 114 тысяч местных жителей.

Изгнание иезуитов

Изгнание иезуитов из Португалии выглядело как результат их ссоры с могущественным премьер-министром короля Жузе I , диктатором и реформатором Себаштиау Жузе де Карвалью, позднее Маркизом Помбалом. Португальская ссора с иезуитами началась с обмена южноамериканскими колониями между Португалией и Испанией. По тайному соглашению 1750 г. Португалия передавала Испании спорную территорию Сан Сакраменто в устье реки Уругвай в обмен на Семь Редукций Парагвая, автономной иезуитской миссии, являвшейся номинально испанской колониальной территорией. Индейцам гуарани, населявшим территории миссии было приказано покинуть свою страну и переселиться на противоположный берег Уругвая, что явилось наиболее ранним примером, как и все у Помбала, массового переселения народов. В связи с новыми тяжелыми условиями жизни и бессмысленным окончанием, которое было положено их образу жизни под управлением иезуитов, индейцы гуарани подняли вооруженный мятеж против переселения, и началась Парагвайская война, ставшая бедствием для самих гуарани, в которой, с португальской точки зрения, иезуиты были замешаны. В самой Португалии началась война пламенных памфлетов, защищающих орден и дискредитирующих его. Иезуитские падре, обвиненные в попытках построить в Новом Свете собственную независимую империю, были удалены от королевского двора и отстранены от руководства всеми бывшими миссиями.

1 апреля 1758 г. от пожилого уже папы Бенедикта XIV Помбалу удалось заполучить бреве, предписывающее португальскому Кардиналу Салданьа, рекомендованному Помбалом же, расследовать обвинения в адрес иезуитов, предъявленные от имени короля Португалии. Сам Бенедикт был настроен скептически относительно тяжести обвинений в злоупотреблениях. Он распорядился возбудить небольшое расследование, но для сохранения репутации ордена любую возникающую серьезную информацию немедленно передавать ему самому. Бенедикт, однако, умер месяц спустя, 3 мая. А 15 мая Салданья, получивший папское бреве лишь две недели назад, и игнорируя ту часть, где упоминается тщательное расследование, и взяв полномочия, которые Папа сохранил за собой, объявил иезуитов виновными в незаконной публичной и скандальной коммерческой деятельности, как в Португалии, так и в ее колониях.

Действия Помбала были молниеносными. Не дожидаясь избрания нового Папы, в период sede vacante все португальские владения иезуитов были конфискованы в трехнедельный срок. Прежде чем Кардинал Реззонико вступил на престол как Папа Клемент XIII 6 июля 1758 г., выселение иезуитов в Португалии стало свершившимся фактом.

Последней каплей в чашу терпения португальского двора стало покушение на жизнь короля 3 сентября 1758 г., о котором, как предполагалось, иезуиты должны были знать заранее (см. дело Тавора). Среди арестованных был Габриэль Малагрида, иезуит, исповедник Леоноры Тавора. Иезуиты были изгнаны из королевства, а все важные члены ордена - не португальцы заключены под стражу. В 1759 г. орден был подвергнут гражданским репрессиям, португальский посол был отозван из Рима, а папский нунций с позором выслан. Дипломатические отношения между Португалией и Римом были разорваны до 1770 г.

Затем под давлением Бурбонов и в страхе, что прочие европейские державы последуют примеру английского Генриха VIII (объявившего себя главой собственной церкви), Папа Клемент издает в 1773 г. буллу о подавлении влияния общества Иезуитов. Собственность общества была конфискована и либо распродана, либо передана под контроль государств. Школы были проданы или стали частью государственных систем образования. Библиотеки расформированы, часть книг сожжена, а часть передана сотрудничавшим с репрессивными органами. Однако, Екатерина Великая, Императрица России, отказалась приводить данное папское распоряжение в действие, и 200 иезуитов продолжали функционировать на территории России.

Общество было восстановлено 41 год спустя, папой Пием VII и действует успешно по сей день во множестве стран мира.

Обобщая, можно сказать, что хотя роль Иезуитов в истории Португалии была противоречивой, они внесли огромный вклад в национальную систему образования и развитие инфраструктуры португальских колоний.

Игрежабранка. История Португалии

Хостинг от uCoz