Дього Кан

 
   

Дього Кан – мореплаватель XV в, исследовавший значительную часть западного побережья Африки, который первым ввел использование каменных «падрао», то есть столбов-отметок и первый выдвинувший идею о наличии морского пути в Индийский океан.

Занятно, что первое упоминание о Дього Кане было обнаружено в записках иностранца: «Дневник о путешествии Эсташа Делафосса к Гвинейскому побережью, в Португалию и Испанию» (1479-1481). Француз Эсташ де ла Фосс идентифицирует его, как одного из португальских капитанов, патрулировавших Гвинейский залив около 1480 г. Дього Кан принял тогда временно функции капитана одного из португальских судов. Судно Эсташа Делафосса было арестовано близ побережья Мины, и капитан оказался в руках Кана, который поначалу предоставил ему убежище и помог продать его товары со значительной выгодой, а затем привез его в Португалию узником. Едва оказавшись там, Эсташ Делафосс был тут же приговорен к повешению, но сумел бежать в Испанию. История пересказана в книге Эдгара Престажа «Португальские открытия».

Семейство Кана происходило из Вила Реала. И его отец и дед с оружием в руках защищали интересы Родины: дед, Гонсало Кан, ветеран войны за независимость конца XIV в., получил в дар от Жуана I землю Бадахоса, отец позднее отличился в военной службе в походах Афонсу V. Сам Дього был на хорошем счету у короля, и потому в 1480 г. принял участие в путешествии в Гвинейский залив. Между 1482 и 1486 с двумя армадами Кан исследовал участок африканского побережья от Мыса Св.Катарины до Serra Parda. Отправившись из Лиссабона в 1482 г. вдоль линии побережья от Санта Катарины добрался до Мыса Лобо, оставив две отметки: одну в наиболее южной достигнутой точке, а другую в устье Заира, откуда он отправил посланников к королю Конго. Второе путешествие началось в 1485 г. и вновь достигнув Serra Parda, мореплаватель вернулся домой, оставив две отметки на мысе Креста.

Дього Кан полагал, что достиг самой южной точки Африки, как он и доложил Д.Жуану II, что было опровергнуто в последствии Бартоломеу Диашем, в связи с чем авторитет Кана рухнул в глазах монарха. С тех пор путешественник более не упоминается.

Все историки указывают на тот факт, что бесчисленные современники, свидетельствующие о нем, не только представляют отрывочные данные о путешествиях Кана, а более того, полные противоречий. До сих пор не вполне ясно, явилась его экспедиция одним путешествием или двумя, а может быть и тремя. Не совсем понятны обстоятельства кончины этого мореплавателя, т.к. легенда гласит, что прах его покоится у Серра Парда, но в то же время, некоторые записи свидетельствуют о его возвращении в Португалию из последней африканской экспедиции.

Наиболее позднее исследование источников в попытке воссоздать картину путешествий Дього Канна, хотя и не дало совершенно удовлетворительного результата, но все же позволило лучше объяснить имеющиеся многочисленные данные. Принимая во внимание особенности исторического момента (попытки сохранить португальский "mare clausum" Жуана II, одновременно расширяя границы известного пространства путем новых и новых экспедиций), а также детали, содержащиеся в летописных источниках, оказалось возможным проследить следующий маршрут исследовательских путешествий Дього Кана.

В 1481 г. Д.Жуан II в момент необычайно важных для политики экспансии в южную Атлантику, одновременно со строительством замка Сан Жоржи да Мина, решает продолжить исследования далее мыса Санта Катарина. (Современный Габон) Капитаном флота мог быть назначен Дього Кан, т.к. он уже плавал в гвинейских морях. В этом путешествии флотилия после пересечения области Мина и мыса Санта Катарина, начала подробное исследование побережья, обнаружив район, обитатели которого говорили на совершенно непонятном языке. Далее была открыта река rio do Padrao (то есть, Конго) и установлен, по обычаю того времени деревянный крест. Путешествие было продолжено до мыса Лобо, где был поставлен еще один деревянный крест. Флот вернулся в Португалию в последних месяцах 1482 г., когда капитан доложил королю о достигнутых результатах. Второе путешествие, предположительно началось весной 1483 г. и на этот раз для защиты подтверждения достижения португальцами новых земель Дього Канн везет с собой первые каменные столбы с тем, чтобы заменить деревянные кресты, оставленные в прошлый раз. Маршрут путешествия во многом следует предыдущему: отправление из Португалии, проход вдоль Мины, возвращение к реке Конго, где заменяются деревянные кресты на столбы с изваянием Св.Георгия, отправление португальского посольства к королю Конго, продолжение путешествия до мыса Лобо, где также заменен второй деревянный крест на каменный Св.Августина, затем следует исследование побережья вплоть до входа в бухту Св. Жуана Лиссабонского (Lucira Grande). От бухты флот Кана возвращается обратно в Конго, где капитан, не найдя португальских эмиссаров, захватил несколько местных жителей с намерением их вернуть на родину в обмен на португальских послов. После открытия острова Кана (или острова Доброго Года, что произошло 1 января 1484), флотилия прибыла в Португалию, вероятно до 8 апреля 1484 г, поскольку в апреле месяце были изданы два указа Жуана II касательно Дього Кана, согласно которым он получил различные материальные и моральные поощрения и похвалы за использование каменных отметок.

Начало последнего путешествия Дього Кана, скорее всего, датируется осенью 1485 г. Флот, прибывший к реке Конго с местными жителями, захваченными в предыдущей поездке, исследовал реку вплоть до скал Иелала, где были выбиты имена Дього Кана и нескольких других участников экспедиции, а также герб, введенный Доном Жуаном в начале 1485 г. Дього Кан обменял захваченных конголезов на своих португальских послов и далее с миром отправился исследовать юг, дойдя до Черной горы (Монте Негро), где 18 января поставил первый камень в этом путешествии. В последствии, открыв мыс Креста, где был воздвигнут еще один каменный столб, экспедиция продолжила исследования вплоть до Серра Парда, откуда флот вернулся вновь к реке Конго, чтобы забрать послов короля Конго ко двору Жуана II. Флот вернулся в Португалию в конце 1486 г. или начале 1487. После путешествия имя Дього Кана исчезает окончательно со сцены открытий, и это обстоятельство толкает современных историков на поиски новых объяснений.

Существует версия, основанная на "Oratio de Obedientia", послании прочитанном Vasco Fernandes de Lucena на коронации папы Иннокентия VIII, по которой Дього Кан был изгнан Жуаном II в наказание за ошибку, допущенную им. (Якобы, Кан полагал, добравшись до широкой Конго, что уже достиг южной точки Африки, и стоит «у врат в Индию», о чем Жуан II и сообщил Папе Римскому, но после дальнейших исследований Кан понял, что ошибался, раскаялся и был за это изгнан от двора и наказан). Есть и совершенно другая легенда, которая содержится в "Insula rio" (Henricus Martellus), о гибели Дього Кана в районе скал Серра Парда. Было бы гораздо логичней предполагать, что упоминания в летописях прекратились именно в связи со скорой кончиной мореплавателя, а вовсе не из мести Жуана II .

Так или иначе, совершенно ясно, что Дього Кан внес огромный вклад в исследование побережья Африки и дело португальских морских открытий, сыграв важную роль в подготовке будущего расцвета и величия своей страны и экспансии стран Европы. Столбы, воздвигнутые Каном в Африке, хранятся ныне в европейских музеях, как свидетельства эпохи и символические отметки пути развития цивилизации.

Карта путешествий Дього Кана Источники.

 
Игрежабранка. История Португалии  

Правители эпохи:

Жуан II

Современники:

Бартоломеу Диаш
Бартоломео Перештрелло
Христофор Колумб
Васко да Гама

 

Хостинг от uCoz