Религиозные военные ордена в Португалии

 

Старинные португальские рыцарские ордена являются одними из древнейших, возникновение их относится к XII – XIV вв. Они были основаны в суровых условиях реконкисты Иберийского полуострова у мавров и Крестовых походов. Орден Христа был основан в 1319 г. Королем Динишем I взамен упраздненного Святым Престолом Ордена Храма (Тамплиеров). Ависский орден (Aviz), известный изначально как Милиция Эворы был основан около 1170 г. и затем присоединился к кастильскому Ордену Калатравы. Орден Сантьяго Меча был основан в Королевстве Леон, и начал свою деятельность в Португалии к 1172 г., где было сформировано его крупное командорство, а затем стал автономным к 1288 г. Орден Госпитальеров (Орден Крато) также сыграл значительную роль в португальской истории, хотя такой автономии здесь не получил. Ордена имели важное значение в деле защиты Христианства и сражениях с маврами. Со временем структура и цели этих орденов существенно изменились.

Старинные Военные религиозные ордена.

Старинными Военными Орденами были: Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского и Тамплиеров, организованные в Святой земле. Рыцари – братья принимали обеты нищенства, безбрачия и послушания и клялись защищать Христа и веру. Кроме этих братьев-рыцарей, которые были к тому же, как подчеркивают современные исследователи, членами ложи – у ордена были также братья-монахи и сержанты.

Наиболее известный из всех орденов – Орден Нашего Господа Иисуса Христа – был создан в 1319 г, Королем Динишем I , с согласия Папы, и стал правопреемником Ордена Тамплиеров на территории владений Португальской Короны.

Не желая поддерживать репрессии рыцарей Ордена Тамплиеров и последующую передачу имущества и богатства ордена Госпитальерам Св. Иоанна Иерусалимского, согласно постановления совета в Вене, иберийские короли объединились для борьбы с данным решением. Иберийский альянс после нескольких лет переговоров с Римом, добился создания Военного Ордена Монтезы в королевстве Валенсии королем Арагона и Ордена Нашего Господа Иисуса Христа королем Португалии с одобрения Папы.

Ависский орден появился первоначально как братство рыцарей, которые объединились в 1166 г. для защиты города Эворы на границе с Маврами. Позднее, желая получить признание Рима, они приняли устав Св.Бенедикта и перешли под «покровительство» Ордена Калатравы.

Был ли Ависский Орден официально «филиалом» Ордена Калатравы обсуждается и по сей день. Так или иначе, к середине XIV в. орден обрел полную автономию, и подчинялся только Папе и Королю Португалии и Алгарве.

Португальский Орден Сантьягу да Эшпада (Св. Иакова меча) был первоначально (в XII в.) не более чем крупным командорством кастильского Ордена Сантьяго, но вскоре получил де-факто автономию во второй половине XIII в., Магистром ордена был избран Дон Жуан Фернандеш. В 1440 г. его автономия была официально признана Римом и Кастилией.

К XIV в. Военные ордена аккумулировали обширные доминионы и командорства, особенно к югу от Тагуса (Тежу) и занимали важные стратегические позиции на границе с королевствами Леона и Кастилии. Осознавая их могущество и политическую важность, короли Португалии Бургундской династии всегда старались заручиться их поддержкой как во внешних конфликтах, так и во внутренних. Однако по мере консолидации власти в руках короны, пришло осознание необходимости контролировать эти могущественные вооруженные силы. Вот почему всякий раз, когда проходили выборы магистра того или иного ордена, король старался «обезопасить» себя «рекомендуя» рыцаря на пост Генерала Ордена.

В кризисе престолонаследия 1383-1385 гг. и последующей войне с Кастилией, Инфант Жуан, Магистр Ависского Ордена и побочный сын Короля Педру I был провозглашен «Защитником Королевства» от законного наследника, кастильского короля, взявшего в жены наследницу Португальской короны Беатриш.

В 1385 г., выиграв решающие сражения против кастильцев, Дон Жуан был провозглашен королем Кортесом Коимбры, при этом за ним была широкая поддержка простого люда, богатых купцов городов и мелкого дворянства. В период его правления появилась новая знать, одаренная благосклонностью, землями и титулами новой династии Авиш.

К концу XV в. последние избранные великие магистры военных орденов скончались, и король воспользовался такой возможностью, чтобы просить Папу о поручении руководства военными религиозными орденами членам королевской семьи. Это положило конец выборности Магистров рыцарями общей палаты.

В середине XVI в. Король Жуан III, возглавлявший Орден Христа всю жизнь с момента смерти своего отца в 1523 г., попросил у Папы назначения его самого и его потомков Магистром и всех прочих орденов, на что Рим согласился. Три Ордена и их огромные доходы стали подконтрольны короне, которая стала использовать эти ресурсы для оплаты услуг и вознаграждения подданных, не истощая скудную казну.

Кроме того, что Рыцари – монахи утратили право избирать собственных Великих Магистров, они также стали менее и менее соблюдать первоначальные обеты. Обет нищенства с годами постепенно забывался. Обет безбрачия (рыцари Ордена Сантьяго всегда могли жениться) был преобразован к концу XV в. По сути дела, в 1496, Папа Александр VI разрешил рыцарям вступать в брак, трансформировав суть первоначального обета в обязательство вступать в брак.

В 1501, Папа Юлиан II смягчил обет нищенства, преобразовав его в уплату половинного налога ( meia - anata ). Это означало, что рыцари и командоры уплачивали половину годового дохода Орденов, а прочее оставалось у рыцарей и коммандоров. Для Ордена Христа налог был выше – 3/4 доходов. Таким образом, рыцари и командоры могли наслаждаться лишь при жизни плодами своих командорств и не могли передавать их по наследству.

С другой стороны к середине 1570–х после введения Инквизиции и начала официального преследования евреев, Ордена стали закрывать свои двери для простолюдинов и лиц с «пораженной кровью», введя за основное правило вменять кандидатам в обязанность доказательство дворянства и чистоты крови, т.е.отсутствия в роду евреев или мавров.

Таким образом, во второй половине XVI - XVIII вв. принадлежность к ордену стала признаком «чистоты» крови, и соответственно давала высокий статус в обществе. Это помогает объяснить, почему многие так яростно боролись за вступление в Ордена.

В правление Жузе I и расцвет могущества его премьер-министра Маркиза Помбала, происходившего из сельских помещиков, в 1773 г. доказательства чистоты крови были, наконец, признаны необязательными.

В последующее правление Марии I с одобрения Папы в 1789 г. была проведена важная реформа военных рыцарских орденов. Согласно ей был введен класс Рыцарей Великого Креста , помимо Рыцарей Командоров и просто Рыцарей .

Поскольку был введен светский рыцарский статус, Ордена после реформы 1789 г. стали носить аристократический характер. Тем не менее, по природе своей религиозные, ордена продолжали духовно зависеть от Рима. Таким образом, наследие Орденов не могло отчуждаться, поскольку принадлежало церкви.

В 1834 г. при конституционной монархии, когда в гражданской войне был свержен Мигель I, все религиозные ордена были упразднены, в том числе военные, а все их имущество конфисковано правительством. Конвенты, где жили братья, расселялись и продавались с публичных торгов.

Членство в древних Рыцарских орденах, трансформированных либеральной конституцией и последующим законодательством в государственные награды, стало присваиваться гражданам за личные заслуги перед государством и короной. Привилегии, которые прежде были значительным атрибутом членства в военных орденах, также были отменены, поскольку вступали в противоречие с принципом равенства всех граждан перед законом.

Бывшие военные ордена продолжали присуждаться как награды либеральными правителями Португалии согласно законодательству Марии I. Орден Сантьяго Меча был реформирован лишь в 1862 г. и трансформирован в государственную награду за заслуги в науке и искусстве. Ависский орден подвергся «реформированию» только в 1894 г, и стал именоваться "Королевский Военный орден Св. Бенедикта Ависского", присуждаясь лишь состоявшим в вооруженных силах. Орден Христа практически оставался без изменений до 1910 г.

Таким образом, французская модель «орденов славы» - упрощенная имитация древних рыцарских орденов, внедрение которой последовало за Французской революцией и созданием Наполеоном "Легиона чести", утвердилась в Португалии столь же прочно.

Современные государства, рожденные в революциях XX в., видели в «орденах славы» способ признания и вознаграждения заслуг граждан перед обществом во всех сферах деятельности.

Португалия не была исключением. После краткого периода упразднения временным республиканским правительством сразу после Португальской революции 1910 г. старинные военные ордена были возрождены в 1918-1919 гг. в качестве «орденов славы», причем Великим Магистром назначался глава государства, осуществлявший традиционные «посвящения». Институт старинных военно-рыцарских орденов претерпел за долгие годы республики ряд изменений, но он и в настоящее время действует, и Великим Магистром по-прежнему остается Президент Португалии.

 

Игрежабранка. История Португалии



Хостинг от uCoz